» » Контроль знаний по общей психологии. «Больной человек гражданином не является»

Контроль знаний по общей психологии. «Больной человек гражданином не является»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

10. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

11. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

12. Для условных рефлексов характерны:

а) врожденность;

б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

в) изменчивость, развиваемость, угасание;

г) однотипность исполнения.

13. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;


г) самонаблюдение.

РАЗДЕЛ 2

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

в) эмпатией;

г) симпатией.

5. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

г) страсть.

6. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

7. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

9. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

а) чувства;

в) психические состояния;

г) внимание.

10. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) апатия;

г) убежденность.

11. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

12. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т. д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

13. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) поведением;

б) самовыражением;

в) презентацией.

14. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) развитии его врожденных свойств;

б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности .

15. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

16. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

17. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) амбивертированного.

18. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

19. Рассматривая психологическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

в) «Сверх-Я».

20. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик.

21. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

22. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.

23. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

24. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер.

25. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

26. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности - это:

а) умения;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

27. Отдельный взятый человек - это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

28. Биологической основой развития способностей являются:

б) задатки;

в) происхождение;

29. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

30. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

31. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

32. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

33. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

б) динамической;

в) процессуальной.

34. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

35. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

в) динамические;

г) приобретенные.

36. По, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

37. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

38. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой.

РАЗДЕЛ 3.

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) отношения;

б) отражения;

в) установки;

г) восприятия.

2. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

3. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

4. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней сред и переработки их а ощущение, называется:

а) рецептором;

б) проводником отдела;

в) анализатором;

г) рефлексом.

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение - это порог ощущений:

в) временный;

г) верхний абсолютный.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

известно как:

а) аккомадация;

б) адаптация;

в) синестезия;

г) сенсибилизация.

7. К основным свойствам ощущений не относится:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

8. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) воображение.

9. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

10. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это:

а) апперцепция;

б) иллюзия;

в) наблюдательность;

г) осязание.

11. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибильностью.

12. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

13. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) воображением.

14. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

а) гиперболизацией;

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

15. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) представлением.

16. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

17. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренность.

18. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

19. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

20. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

21. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

22. Произвольное внимание не обусловлено:

а) контрастностью внешних воздействий;

б) наличием интересов, мотивов;

в) осознанием долга и ответственности

23. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

24. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

25. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

26. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

27. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

а) предмет отражения;

б) ведущий анализатор;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

28. Информация лучше запоминается, если она:

а) воспринимается на слух;

б) воспринимается зрительно;

в) включается в практическую деятельность;

г) проговаривается про себя.

29. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

б) обмен мнениями;

в) процесс использования языка в целях общения;

г) дискуссия.

30. К функциям речи не относятся:

а) функция обозначения;

б) функция обобщения;

в) функция распределения;

г) функция воздействия.

31. Свойством речи не является:

б) выразительность;

Ответы:

1 раздел

1. в

2. б

3. в

4. г

5. б

6. а

7. г

8. б

9. в

10. в

11. в

12. в

2 раздел

1. а

2. б

3. б

4. в

5. в

6. а

7. б

8. г

9. а

10. г

11. в

12. г

13. в

14. а

15. б

16. г

17. б

18. б

19. а

20. г

21. б

22. в

23. г

24. в

25. в

26. г

27. а

28. б

29. б

30. а

31. б

32. г

33. а

34. в

35. в

36. б

37. б

38. в

3 раздел

1. б

2. а

3. а

4. в

5. а

6. б

7. г

8. а

9. в

10. г

11. в

12. в

13. в

14. г

15. в

16. б

17. г

18. в

19. а

20. г

21. в

22. а

23. б

24. г

25. б

26. в

27. в

28. в

29. в

30. в

31. в

Литература

1. Ананьев как предмет познания – Спб, 2001

2. , Домашенко по психологии – М., 2000

3. , Прихожан - М., 2002

4. Ильин воли - Спб., 2000

5. Маклаков психология – Спб., 2002

6. Марцинковская психологии - М., 2001

7. Немов: в 3 кн.- М., 1995

8. Общая психология /под ред. – М., 2005

9. Першина психология - М., 2004

10. Петровский в психологию - М., 1995

11. , Ярошевский – М., 1995

12. Рогов психология: курс лекций – М., 1995

13. Рогов и воля - М., 1999

14. Рогов познания-М., 2001

15. Столяренко психологии - Ростов - на Дону, 2005

16. Тихомиров мышления – М.. 2005

17. Хозиев по общей психологии - М., 2003

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

Заказать написание уникльной работы

">Тест по дисциплине «Социальная психология»

">1. Социальная психология - научная дисциплина на стыке:

">1) философии и социологии 2) психологии и социологии 3) философии и психологии

">2. Своеобразная дата рождения социальной психологии __________год

">3. Разновидность эксперимента:

">1) лабораторный 2) практический 3) житейский

">4. Член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т.е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, является лидером

">1) да 2) нет

">5. Групповой эффект: изменение поведения или мнение человека в результате реального и воображаемого давления группы:

">1) эффект бумеранга 2) эффект конформизма 3) эффект подражания

">6. Разделом социальной психологии является:

">1) психология высшей нервной деятельности 2) психология межгруппового взаимодействия

">3) психология памяти

">7. К основным методам исследования социальной психологии относят корректурную пробу

">1) да 2) нет

">8. Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование:

">1) феномена конформизма 2) феномена влияния бессознательного 3) феномена кооперации

">9. Восприятие партнера по общению называется:

">1) социальной интеракцией 2) социальной перцепцией 3) социальной интеграцией

">10. Идентификация – это отождествление себя с другим

">1) верно 2) не верно

">11. Институты социализации - это:

">1) группы, в которых происходит усвоение и воспроизводство социального опыта

">2) общественное мнение 3) образовательные организации

">12. Эмпатия - это:

">1) психический процесс 2) сопереживание 3) элемент самопознания;

">13. Многоплановый процесс межличностных взаимоотношений и социальных взаимодействий людей называется ________________.

">14. Совокупность способов и приемов исследования социально-психологических явлений и процессов – это:
">1) цели 2) задачи 3)методы

">15. Наука, изучающая закономерности и особенности поведения и деятельности людей называется ______________________
16. Вид общения, участниками которого являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, раскрывающимися в процессе общения --- это:
">1) ролевое 2) межличностное З)межперсональное
">17. Процесс всестороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию — это ">коммуникация
1) верно 2)не верно

">18.Социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов влияния на совместную деятельность — это:
">1) задачи 2) предмет З) процессы
">19. Функция общения, отражающая способность оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях: ">
1) прагматическая 2) внутриличностная З) формирования и развития
">20. Средства общения:
">1) вербальные 2)слуховые З) визуальные

">21. Тип общения:
">1) диалогическое 2) бытовое З) непосредственное
">22.Механизм социального восприятия, как устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях:
">1)стереотипизация 2) эмпатия З) идентификация
">23.Эффект межличностного восприятия:
">1)слухи 2) ореола З) взаимопонимания

">24. В центре процесса общения находитсяпроблема терроризма

">1) да 2) нет

">25. Психологическое воздействие, на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или сна:

">1) психотропное воздействие 2) психогенное воздействие З) психоаналитическое воздействие

">26. Тип взаимодействия, характеризующееся достижением индивидуальных и групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми называется ______________ .
27. Механизм самопознания в процессе взаимодействия, основанного на способности представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению:

">1) идентификация 2) эмпатия 3) рефлексия

">28. Устойчивые большие социальные группы:
">1) статистические, диффузные, формальные группы 2) публика, масса, классы

">3) этнические, возрастные, гендерные группы

">29. Стихийные большие социальные группы:

">1) публика, масса, толпа 2) классы 3) нации

">30. Социально-ориентированные группы
">1) производственные, учебные 2) асоциальные 3) преступные

">31. Директивное, приказное руководство в малой группе - __________________стиль.
32. Равноправное субъект-объектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению – это диалог

">1)да 2)нет

">33. Адекватность восприятия информации зависитот наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

">1) да 2) нет

">34. Социальная перцепция – это:
">1) Обратная связь в общении.

">2) Восприятие внешних признаков человека, соотношение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

">3)Взаимодействие людей.

">35. Социальный стереотип: ">
1) Вид социальной установки.
2)Схема социальной коммуникации.
3) Устойчивый образ или устойчивое представление о каком-либо явлении или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
">36. Обмен информацией и ее понимание – это сторона общения:

">1) Коммуникативная 2) Интерактивная 3) Перцептивная

">37. Мероприятия планируются и обсуждаются в группе. Власть основана на доверии- это _____________________ стиль.

">38 ">. Дела в группе идут сами собой, без планируемых мероприятий. Существует вакуум власти – это авторитарный стиль

">42 ">. Слухи – это:

">1) Официальное заявление властей.

">2) Передача негативной информации о третьем лице.

">3) Совокупность сведений, которая возникает из анонимных источников и распускается по неформальным каналам.

">43. ">Лидерство – это:

">1) Умение нравится другим людям.

">2) Статус определенной личности в группе, который характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять коллективные действия.

">3) Умение использовать все возможности, которые представляет должность руководителя.

44. Личность – это человек как

1) индивид 2) индивидуальность 3) 1-2

45.Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является личностью

1) да 2) нет

46.Жесты, мимика и пантомимика – это пространственно-временные средства общения:

1) да 2) нет

47. К основным сторонам общения относят:

1) знакомства, аттракцию, коммуникацию

2) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию

3) интеракцию, перцепцию, соперничество

48. Человек, умеющий влиять на коллектив, группу в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия – это________________ в группе.

49.Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения – это___________________.

">50. На каком уровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества:

">1) на макроуровне 2) на мезоуровне 3) на микроуровне

">51. Деление общества на социальные слои - социальная стратификация

">1) верно 2) не верно

">52. К видам больших социальных групп не относятся ">:

">1) устойчивые группы 2) стихийные 3) организованные

">53. К стилям лидерства и руководства относят директивный стиль

">1) да 2) нет

">54. В структуру общения не входит социальная установка

">1) верно 2) не верно

">55. Вид общения связанный с множеством непосредственных и опосредованных контактов незнакомых людей, называется _________________общение.

">56. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

">57. ">Гендерные группы выделяются в социальной психологии по принципу пола

">1) да 2) нет

">58. Усвоение личностью в процессе жизнедеятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством, передаваемого через воспитание и обучение, называется:

">1) рефлексией 2) социализация 3) общением

">59. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной

"> среде с помощью различных социальных средств – это социальная___________________.

">60. К типу стихийных групп не относятся этносы

">1) верно 2) не верно

">61. Выберите правильный ответ:

">Объектом изучения социальной психологии является:

">1) явления психики 2) личность, группа 3) психологические характеристики группы

">62. Выберите правильный ответ:

">Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:

">1) стилистическая 2) прагматическая 3) формирующая и развивающая

">63. Закончите предложение:

">Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является…….

">64. Выберите правильный ответ:

">Деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека называется:

">1) профессия 2) труд 3)специальность

">65. Выберите правильный ответ:

">Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями, называется:

">1) аттракция 2) импритинг 3) рефлексия

">66. Выберите правильный ответ:

">Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств, называется:

">1) эффект первичности 2) эффект бумеранга 3) эффект ореола

">67. Выберите правильный ответ:

">Социальная группа, которая значима и на которую равняются

">1) Группа членства 2) Реальная группа 3) Референтная группа

">68. Вставьте пропущенное слово:

">Социальная общность людей, связанных общими интересами, целями и совместной деятельностью – это…….

">69. Закончите предложение:

">В социальной психологии выделены следующие 3 стиля лидерства…..

">70. Закончите предложение:

">Поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются, называется…….поведением.

">71. Выберите правильный ответ:

">Комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам, называется……

">1) профессиональная консультация 2) профессиональный отбор 3) профессиональная адаптация

">72.Высшая форма психики, свойственная только человеку, это...

">1) рефлексы 2) воля 3) сознание

">73.Органы чувств ребёнка начинают функционировать еще до его рождения.

">1) верно 2) не верно

">74. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен - флегматик

">1) да 2) нет

">75. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

">1) сангвиник 2) флегматик 3) меланхолик

">76. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата – это общение

">1) верно 2) не верно

">77. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия - это:

">1) лидер 2) руководитель 3) партнер

78. Какая профессия относится к типу «человек-человек» -

1) техник 2) преподаватель 3) лесник

79. К стилям лидерства не относят аристократический стиль –

1) верно 2) не верно

80. Конфликт –это…

1) столкновение 2) сотрудничество 3) компромисс

81. Форма завершения конфликта, с проявляющейся в его разрешении с помощью третьей стороны – это…..

82. Тревожность это комплекс отрицательных эмоций

1) да 2) нет

83. Вставь слово. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств – это социальная …..

84. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как...

1) зависть 2) тоска 3) страх

85.Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с положительным исходом деятельности:

1) да 2) нет

86.Страх – это всегда следствие недостатка информации.

1) верно 2) не верно

87.Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.

1) да 2) нет

88. Небольшая по составу общность, члены которой объединены единой деятельностью и находящиеся в непосредственном личном контакте, называется…..группа

89. Волевое поведение выполняет функцию преодоления препятствий на пути к цели

1) да 2) нет

">90. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при авторитарном стиле лидерства:

">1) да 2) нет

">91. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:

">1) сангвиник 2) холерик 3) меланхолик

">92.Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности к себе:

">1) да 2) нет

">93. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как целеустремленного -

">1) верно 2) не верно

">94.Представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?

">1) дисциплинированность 2) общительность 3) трудолюбие

">95. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами без решающего смыслового влияния, называется психологическим заражением

">1) да 2) нет

">96. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….

">1) аффектом 2) настроением 3) чувством

">97. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой можно отнести к стыду

">1) да 2) нет

">98. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …

">1) самооценкой 2) самопрезентацией 3) самовосприятием

">99.Самосознание можно определить как образ себя

">1) верно 2) не верно

">100. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психологической активности ">.

">1) низким 2) средним 3) высоким

">Ответы «Социальная психология»

">1-2

">13-общение

">25-3

">37-демократический

" xml:lang="en-US" lang="en-US">49- ">группа

">61-2

">73-1

">85-1

">97-1

">2-1908

">14-3

">26-конфликт

" xml:lang="en-US" lang="en-US">38-3

" xml:lang="en-US" lang="en-US">50-1

">62-3

">74-1

">86-2

">98-1

">3-1

">15-социальная психология

">27-3

" xml:lang="en-US" lang="en-US">39-1

" xml:lang="en-US" lang="en-US">51- ">1

Бытие человека

I. Эскиз темы

Однако все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека в конечном счете были неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для препарирования на исследовательском столе точной науки. Поэтому имеет прямой смысл присоединиться к мнению русского философа А.Ф.Лосева (1893-1988), который писал, что человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена. А зачем окончательное решение? - задает философ, казалось бы, парадоксальный вопрос. Чтобы перестать стремиться к ее решению? Чтобы она перестала быть проблемой? В лучшем случае возможны такие решения этой проблемы, которые окажутся постановкой новых проблем. И так далее, до бесконечности.

Но было бы неправильно думать, что могучая наука совсем ничего не сделала в области изучения того, что представляет собой человек. По меньше мере она выполнила тот минимум исследовательской работы, который оказывается полезным для тех, кому небезразличны проблемы человека: она обобщила и упорядочила некоторые понятия и представления в человековедении. Например, мы можем с уверенностью говорить, что человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности.

Далеко не всем дано заниматься науками о человеке и даже знакомиться с результатами изысканий тех, кто сделал человековедение своей основной профессией. Однако любознательность в этой области свойственна многим. Следовательно, каждый, кому небезразличны вопросы бытия человека, может самостоятельно обдумывать эти вопросы, искать ответы на них в меру своих сил и способностей. Порою от самых, казалось бы, «простых» людей можно услышать любопытные замечания и наблюдения о назначении человека, смысле его жизни, его возможностях. Одни будут убеждать нас в том, что в человеке больше звериного, чем божественного; другие, наоборот, весьма убедительно станут доказывать величие человека, его способность подняться на вершины духа, явить собою идеал нравственной жизни, самоотверженности, человеколюбия и даже - в отдельных редких случаях - святости.

Природное и общественное в человеке. В человеке физическое тело (организм) и психические свойства и процессы (делающие его личностью) образуют нерасторжимое единство. Несомненно, что человек - наделенное разумом общественное существо. Доказывает это то, что он может полноценно развиваться только в обществе себе подобных, является продуктом и в то же время творцом культуры, имеет представление о высших ценностях, о Боге, обладает нравственными чувствами, способен размышлять, решать сложные проблемы, создавать произведения искусства, жертвовать собой «за други своя». Но, с другой стороны, человек - существо биологическое. Он - часть живой природы, организм, живущий по биологическим законам: родится, физически развивается, радуется молодым силам и возможностям, продлевает свой род, увядает. болеет, стареет, дряхлеет и, наконец, умирает - в лучшем случае от старости.

Итак, в человеке имеются две системы: организм и личность. Человек как биологический организм со всеми его природными проявлениями изучают такие науки, как антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д. Человек как личность, как субъект общественной жизни - предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и др.наук.

Вы помните из предыдущего изучения обществознания, что личность - это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Это самое простое, непретенциозное понимание того, что собой представляет личность. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности (особое значение имеет трудовая деятельность и деятельность общения). Став субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем сувереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

Весьма популярна точка зрения на личность как на совокупность особо значимых, положительных качеств человека. «Это личность!» - говорят иногда о каком-либо человеке, желая подчеркнуть значительность его, большие потенциальные возможности, особый вес в обществе, наличие не столь часто встречающихся качеств и особенностей. Такие высказывания можно расценить как литературную метафору. В более мягкой, корректной форме это соотнесение понятия «личность» с положительными нравственными и другими качествами проявляется в разделении личностей на гармоничные и односторонне развитые, моральные и аморальные и т.д. Несомненно, что некоторые личности могут деградировать, терять свои общественно одобряемые черты и особенности. И, конечно, нет предела совершенствованию личности.

Можно встретить и такое мнение: «Личность - это гражданин в полном смысле этого слова». Это суждение соответствует отечественной традиции рассматривать понятие «гражданин» не только с политико-правовой точки зрения, но и с морально-политической, общественно-нравственной.

От понятия «личность» следует отличать понятие «индивид». Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, как носитель индивидуально своеобразных черт: задатков, влечений и т.д.; отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей, это индивид со своеобразной, неповторимой психикой и личностью.

Человек - существо духовное. Жизнь, определяемая духовностью, осененная ею, - духовная жизнь (подробно об этом см. в § 13). Ярчайший пример человека духовного - Николай Федорович Федоров, философ, автор проекта всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки. Он служил библиотекарем в дореволюционном Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека). Свое жалованье он раздавал бедным и тратил на книги, обходясь в быту минимумом удобств. Спал на сундуке, прикрывшись ветхим пальто, питался хлебом и чаем. Как библиотекарь он был незаменим: не только быстро находил имеющиеся в музее заказанные книги, не только компетентно подсказывал читателям, какие книги им в русле их интересов полезно прочитать, но и, если какого-то издания не было, покупал книгу на свои деньги. Все свободное время тратил на написание главного своего труда - книги жизни «Философия общего дела». Он считается одним из основоположников русского космизма. Его значимость как мыслителя признавали Л.Н.Толстой, философ Вл.Соловьев. Его духовным учеником был К.Э.Циолковский, заинтересовавшийся космическими полетами для того, чтобы в свое время расселить в космическом пространстве землян, которых после оживления станет слишком много на нашей планете.

Духовное в человеке - это настоящее чудо, это самая большая ценность в мире. Неплохо, если все мы крепко усвоим это. Человек способен жить жизнью духа, следовательно, он достоин того, чтобы к нему относились с уважением только потому, что он ЧЕЛОВЕК.

1. Можно ли решить проблему человека?

2. Что такое человек?

3. Как сочетаются природное и общественное в человеке?

4. Какие науки изучают человека?

5. Что такое личность и индивид?

6. Кого можно назвать примером человека духовного?

II. Проблемы и аспекты

1. Как человек становился добрым?

Выделившись из живой природы в результате развития сознания, интеллекта, разума, человек еще долго пребывал в цепких лапах крайней нужды во всем необходимом. Ему приходилось бороться за кров, пищу, самку, достойное место среди сородичей. Делал он это, полагаясь на свою физическую силу, выносливость, ловкость, смелость. Однако постепенно в жизнь примитивных первобытных людей все в большем объеме входил труд, целенаправленные, осмысленные усилия по созданию каких-то необходимых благ, усовершенствований, облегчавших жизнь. Труд требовал знаний. Знания становились все в большей степени, как и труд, условием существования. Причем для всех было очевидно, что знающие люди приносили пользу не только себе, но и всем сородичам. Однако знающие люди далеко не всегда отличались могучей силой и ловкостью. Многие из них легко проигрывали в жестокой внутривидовой борьбе. Тогда в сознании членов первобытного стада стала проникать и укрепляться там простая истина: нужно беречь каждого сородича, потому что он может принести пользу всем, он может придумать, как всем уберечься от гибели, страданий. Эта истина вылилась в самый древний моральный принцип «не убий». Ему должны были следовать все. Те же, кто игнорировал этот моральный запрет, постепенно вырождались и исчезали с лица Земли.

2. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности?

Одна из высших ценностей человека - его свобода. Веками стремились люди к свободе как к царствию небесному, боролись за нее, отдавали в борьбе жизни. И когда мы говорим о духовности человека, невольно возникает вопрос: «Свободен ли духовный человек?» Это очень непростой вопрос. Свобода не беспредельна. В социальном плане человек как член общества всегда соизмеряет свои действия и поступки с теми правилами и нормами, которые реально существуют в обществе. Для нормального социализированного человека свобода - это ответственность. Иными словами, готовность отвечать за свои решения, дела, образ жизни перед собой и другими людьми (для верующих - перед Богом). С самых ранних лет человек убеждается, что, кроме его потребностей, для удовлетворения которых нужна максимальная свобода, существует множество условий, обстоятельств, с которыми приходится считаться. Той абсолютной свободы, которая выражается в отсутствии каких-либо ограничений, во вседозволенности, просто не существует. Свобода каждого человека имеет границы. Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа». Ибо помимо моих желаний есть желания других людей.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема (категория), выражающая взаимоотношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества. Чтобы совместить «свободы» всех людей, сделать из взаимоприемлемыми, необходимо ввести какие-то общие для всех правила, ограничения. Эти ограничения и выступают как необходимости, корректирующие (поправляющие) поведение людей. Человек общественный ощущает свою зависимость от других людей, от общества, государства. Как гражданин, он готов выполнять обязанности, нести ответственность.

В академическом Словаре современного русского языка слово «ответственность» объясняется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство (обязанность, долг) отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Итак, ответственность - это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что нельзя, он должен отвечать, нести ответственность. Хочет или не хочет, но должен. Таков порядок в обществе.

Пример духовной жизни, являющейся образцом альтруизма, - подвижничество «святого доктора» Федора Петровича Гааза. Святым его прозвали заключенные, улучшению быта которых он, работая тюремным врачом, посвятил всю свою жизнь. В молодости он был богат, но со временем раздал все свое достояние нуждающимся и конец жизни провел в созданном им же самим приюте для бедных. Когда Федор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делать добро».

В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и есть низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу (В.Непомнящий, писатель).

Свобода есть право делать все, что дозволено законами (Ш.Монтескье, философ).

Лишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк).

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости (Вольтер, философ).

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

XX век стал для России томлением по свободе. Свобода мерещилась как врата, которые, открывшись, пропустят всех в рай. Последнее десятилетие разрушило и эту иллюзию. Мы получили «свободу, эх-эх, без креста». Одна за другой рухнули иллюзии XIX века. Иллюзия о всеразрешающем чуде свободы. Иллюзия о науке, которая спасет мир. Иллюзия о народе как столпе истории (И.Золотусский, критик, литературовед).

IV. Тесты и задания

А) 1. Какие две стороны составляют сущность человека?

а) классовая;

б) биологическая (природная);

в) социальная;

г) экономическая;

д) потусторонняя.

2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, иметь духовные интересы и т.д.), является...

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью.

3. Психология, философия, социология, этика, педагогика, правоведение и др. науки изучают человека как___________________________.

4. Отдельный, обособленный представитель человеческой общности - это приумножение и скорее утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг другу, для плотоугодия и чванства... Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? (Ф.М.Достоевский).

Соответствует ли эта оценка Достоевским «свободы» нынешней ситуации в этой области? Как бы вы ответили на вопрос писателя?

2. Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г.Лейбниц, философ, математик, физик).

Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие мысль философа.

3. Писатель В.Вересаев очень точно выразил достаточно популярное мнение: «Человек - не «образ божий», а потомок дикого, хищного зверя. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому - сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия».

Согласны вы с этими словами? Если да, приведите примеры (герои литературы, деятели истории, персонажи из современной жизни), иллюстрирующие эту мысль.

V. Темы рефератов, сообщений

1. Науки, изучающие человека.

2. Личность как субъект общественной жизни.

Анатомия - наука о строении организмов.

Антропология - наука о биологической природе человека.

Биохимия - наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

Объект - предмет, явление, процесс или их стороны, существующие в реальной действительности; то, на что направлена какая-либо активность; то, что противостоит субъекту.

Педагогика - наука о воспитании и обучении.

Правоведение - наука о праве, законах, их природе, содержании и действии.

Претенциозное - претендующий на оригинальность, вычурный.

Психология - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Социология - наука об обществе, отношениях в нем.

Субъект - в самом общем виде источник активности, направленной на объект; познавательное «Я».

Суверенность - обладание суверенитетом (полной независимостью во внутренней и внешней политике).

Физиология - наука о функциях, отправлениях организма.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

Этика - наука о морали.

«Я» - самость, целостность, подлинность индивида; то, что отличает его от других людей.

Homo sapiens (лат.) - человек разумный.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

Выберите правильный вариант ответа

(поставьте знак " +" возле выбранного варианта):

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

а) выходом трактата Аристотеля "О душе";

б) развитием метода интроспекции;

в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

6. Бихевиоризм:

а) опирался на схему "S-R";

б) превратил психологию в психологию без психики;

в) ввел понятие научения;

г) заложил идеи программированного обучения;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Психоанализ:

а) опирался на практику лечения неврозов;

б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;

в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций;

г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

8. Гуманистическая психология:

а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

б) сделала целью воспитания личностный рост;

в) отводит главную роль индивидуальному опыту;

г) опирается на учение богословов;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

9. Психология деятельности:

а) сделала предметом исследования поведенческий акт;

б) ввела понятие установки;

в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;

г) занимается проблемами адаптации и социализации;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Личность и ее структура

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

( поставьте знак "+" возле выбранного варианта).

1. Человека как индивида характеризуют:

б) цвет глаз и волос;

в) тип высшей нервной деятельности;

г) принадлежность к расе;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами:

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения; д) рефлексы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности;

б) направленность;

в) темперамент;

г) характер;

д.) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. Личность это:

а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других;

б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

в) индивидуально выраженное всеобщее;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

а) в его мотивах есть иерархия;

б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением;

в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки;

г) он является творческим субъектом;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитие ребенку нравственных норм;

б) усвоение ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм;

г) познании действительности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

8. Личность - это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

9. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

10. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

11. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

12. Источниками социализации выступают:

а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

13. В становлении личности участвуют механизмы:

а) сдвига мотива на цель;

б) идентификации;

в) освоения социальных ролей;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

14. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

15. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

16. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

17. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные - как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

18. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

19. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

20. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

21. Индивидуальность определяют как:

а) вершина развития личности;

б) уникальность конкретного человека;

в) это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека;

г) все ответы верны.

22. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. (Р.Дарендорф).

Зададимся вопросом: «А что значит конфликт?» Ученые дают такие варианты определений «Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями; «Социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами». Я считаю, что Р.Дарендорф прав. Почему? Любой конфликт начинается с социальной напряженности, для начала конфликтных действий необходим лишь повод, затем разворачиваются либо наступательные, либо оборонительные действия, хотя порой возможен вообще отказ от действий. Если же не признавать конфликта, не замечать, что он существует, то он может продолжаться долго. А значит, его исход, результат будет не прогнозируем. Примеры, подтверждающие данное умозаключение, можно привести как из прошлого, нашей страны, так и из настоящего. События 9 января 1905 года -«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь Николай II не воспринял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстрелял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию превой русской революции 1905-1907 годов. Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела история Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Чеченской Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам. Итак, действительно, прав Р. Дарендорф и история свидетельствует, что если не видеть, не замечать появления, разрастания конфликта, то мы не сможем прогнозировать его завершения и результата.

Личность - это человек как носитель сознания. (К.К. Платонов)
Человек — вечная проблема. Наши предки считали, что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни, а может быть, и за пределами ее. И сейчас немало людей (главным образом верующих), которые думают точно так же. Вместе с тем по мере увеличения авторитета науки, основывающегося на ее реальных достижениях в естественных и технических областях, все большим весом стала обладать точка зрения, в соответствии с которой человек так же познаваем, как, например, микромир или Солнечная система. Личность — это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности. Став, субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду, прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем увереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. (А.Н. Леонтьев)

Леонтьев Алексей Николаевич -советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности.
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее, в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности. Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения - период адаптации. « Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия»,помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через « Родительский всеобуч» и многое другое.
Главное - бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.
На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро - учащиеся начальной школы!
Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие - в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить.

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ - созданию ювенальных судов.

Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками. (Саади)

Сложно не согласиться с данным высказыванием. Человек - существо биосоциальное. От рождения мы обладаем, по словам поэта Саади «чистой природой». Маленький араб и маленький еврей биологически очень похожи друг на друга и лишь родители объяснят им, что они - враги. Именно родители приобщают ребенка к религии, как и приобщают к традициям, воспитывают его. В ходе воспитания ребенку прививаются не только определенные нравственные, эстетические, моральные нормы, но и вера в бога или, в зависимости от религии, в животное или растение, идола. Если родители атеисты, то и дети их, как правило, будут атеистами. Религия -один из важнейших, и в то же время один из древнейших институтов человеческого общества. Но что же такое религия и каковы ее признаки? Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Религии присущи, во-первых, группа верующих, во-вторых, учения, в-третьих, существование неких священных предметов, и, в-четвертых, наличие ритуалов. Каждый из нас, родившись, еще ничего не представляет из себя. Лишь спустя некоторое время он начинает осмысливать действия, совершаемые его родителями. Ведь именно родители закладывают в нас основу жизненных начал и наделяют чертами, которые свойственны как нашему роду, так и обществу. Ребенок, рожденный в православной семье, но по каким-то причинам ставший сиротой и усыновленный католической семьей, станет католиком. Некоторые родители, приобщая ребенка к религии, отдают его в определенные религиозные школы. Душа ребенка после рождения - это чистый лист бумаги, в который можно вписать все, что угодно. В православной религии никто не спрашивает, крестя ребенка, у него согласия на это. То, что религию ребенка выбирают его родители, подтверждает то, что некоторые люди, став взрослыми, меняют свою религию или вовсе становятся атеистами. Так, известный американский акгер Ричард Гир когда-то был протестантом, теперь же он исповедует буддийскую религию. Известен пример и из истории России: князь Владимир не спрашивал у своей дружины, желает ли она принять христианство, а крестил ее насильно. А затем христианизации была подвергнута вся Русь. На наш взгляд, нельзя запрещать религию, но надо внушать детям идею веротерпимости, толерантности, и тогда выросший араб не будет взрывать своего сверстника еврея только за то, что он исповедует иную религию.

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«Марк Аврелий, на мой взгляд, абсолютно прав. Нет такого человека на земле, который бы жил один, был бы отделен от общества. Человеку свойственно познавать окружающий мир, т.е. окружающее его общество, природу, самого себя.
Такие личности, которые считают, что они отделены, что живут в своем «мире» и не зависят ни от кого, далеко ошибаются, это показывает реальный мир. Без общения, без связи индивид просто станет изгоем, а уже вследствие этого он теряет свою жизненную силу.
Может всем правит любовь? Может она дает понять, что люди существуют друг для друга, чтобы любить?
В нашем мире все взаимно. Люди-эгоисты «подметают» все под себя, думают только о себе, но тогда взаимной помощи не будет. Все поступки человека возвращаются ему бумерангом, то, что отдал, потом вернется чем-нибудь другим, а то, что «зажал» - никогда. Эта теория психологии говорит о том, что все взаимно, что нужно существовать не только для себя, но и для других, значит люди существуют друг для друга, но в определенной степени».

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«За всю свою историю человечество натерпелось немало бед, немало горя. Разрушительные войны, зло природы и другие неблагоприятные факторы на протяжении многих веков воздействовали на людей, заставляя их совместно преодолевать все новые и новые барьеры, заставляя совместно бороться с ними, именно совместно, сообща, друг для друга. Иными словами, и горе и радость делить друг с другом.
На мой взгляд, идеальное воплощение высказывания «Люди существуют друг для друга» можно отыскать в ходе истории человечества. Причем, как в истории прошлого, так и в современном мире. Борьба партизан во время войн, да и вообще, поведение людей во время войны - идеальная модель, пример этому. Люди существуют друг для друга, они как никогда сплочены, они - единое целое. Общее горе делает их такими.
Если рассматривать общество в целом, можно также пронаблюдать непрерываемое взаимодействие между людьми. Оно может подразумевать под собой даже взаимодействие лишь для получения определенной выгоды, а не взаимодействие как посвящение себя человеку в целях добра. Но и в этом случае высказывание Марка Аврелия будет справедливым»